Сатира и право
Сатира помогает видеть мир под другим углом и осознавать проблемы общества. Достаточно вспомнить произведения А.Н. Островского и М.Е. Салтыкова-Щедрина, монологи Аркадия Райкина и Геннадия Хазанова.
В современном мире сатира является, помимо прочего, проявлением свободы мысли и слова.
Но должно ли сатирическое произведение правдиво отражать действительность? Как быть, если оно посягает на честь и достоинство личности?
Эти вопросы были в центре внимания судов разных стран.
Например, Верховный суд Италии пришёл к выводу о том, что «существует глубокая разница между научной или документальной работой и произведением искусства». В первом случае цель автора – показать общественности факты. Произведение искусства, напротив, имеет гораздо более творческий характер. Автор демонстрирует факты в определённом свете и использует их для выражения тех или иных ценностей (решение от 7 мая 2009 года по делу № 10495). В связи с этим сатира, по своей природе, является отступлением от фактической истины.
Сатирическое изображение человека всегда парадоксально. Оно очень отличается от реального человека. Очевидно, что предметом критики является не человек, а социальное, политическое или культурное явление, проявившееся в нём (решение от 30 сентября 2011 года по делу № 1740). Следовательно, сатира является «правомерной правдоподобностью» (решение от 27 октября 2010 года по делу № 3676). Сатира демонстрирует неприемлемость тех или иных аспектов социальной действительности и направлена на предание их гласности (решение от 7 мая 2009 года по делу № 10495).
С другой стороны, автор сатирического произведения обязан уважать достоинство личности (решение от 20 сентября 2011 года по делу № 1740).
Обладая свободой в выборе изобразительно-выразительных средств, автор сатирического произведения обязан не нарушать права других лиц.
Сатира – это феномен искусства. Сатира полезна. Она высмеивает пороки общества, а, значит, помогает бороться с ними. В то же время сатира не должна посягать на фундаментальные ценности, охраняемые законом, в том числе на честь и достоинство личности. В противном случае для автора существуют риски судебных разбирательств и привлечения к юридической ответственности.
Сатира помогает видеть мир под другим углом и осознавать проблемы общества. Достаточно вспомнить произведения А.Н. Островского и М.Е. Салтыкова-Щедрина, монологи Аркадия Райкина и Геннадия Хазанова.
В современном мире сатира является, помимо прочего, проявлением свободы мысли и слова.
Но должно ли сатирическое произведение правдиво отражать действительность? Как быть, если оно посягает на честь и достоинство личности?
Эти вопросы были в центре внимания судов разных стран.
Например, Верховный суд Италии пришёл к выводу о том, что «существует глубокая разница между научной или документальной работой и произведением искусства». В первом случае цель автора – показать общественности факты. Произведение искусства, напротив, имеет гораздо более творческий характер. Автор демонстрирует факты в определённом свете и использует их для выражения тех или иных ценностей (решение от 7 мая 2009 года по делу № 10495). В связи с этим сатира, по своей природе, является отступлением от фактической истины.
Сатирическое изображение человека всегда парадоксально. Оно очень отличается от реального человека. Очевидно, что предметом критики является не человек, а социальное, политическое или культурное явление, проявившееся в нём (решение от 30 сентября 2011 года по делу № 1740). Следовательно, сатира является «правомерной правдоподобностью» (решение от 27 октября 2010 года по делу № 3676). Сатира демонстрирует неприемлемость тех или иных аспектов социальной действительности и направлена на предание их гласности (решение от 7 мая 2009 года по делу № 10495).
С другой стороны, автор сатирического произведения обязан уважать достоинство личности (решение от 20 сентября 2011 года по делу № 1740).
Обладая свободой в выборе изобразительно-выразительных средств, автор сатирического произведения обязан не нарушать права других лиц.
Сатира – это феномен искусства. Сатира полезна. Она высмеивает пороки общества, а, значит, помогает бороться с ними. В то же время сатира не должна посягать на фундаментальные ценности, охраняемые законом, в том числе на честь и достоинство личности. В противном случае для автора существуют риски судебных разбирательств и привлечения к юридической ответственности.