Новости Мозго и партнеры

Пародия и авторское право

Новости "Мозго и партнеры"
Произведение искусства после своего выхода в свет начинает жить своей жизнью. Оно может составлять основу для творений других авторов. Яркий тому пример – пародии. Но насколько оригинальны такие «производные» творения? Не являются ли они нарушением авторских прав? Подобные вопросы вполне могут стать поводом для судебного разбирательства, и тому есть примеры.
Бельгийская компания «Moulinsart SA» предъявила два иска французским скульпторам, которые без её согласия использовали образ персонажа «Тинтин».

Первое судебное разбирательство проходило во французском городе Марсель. Ответчиком был скульптор Кристоф Тиксье. Спор касался бюстов, которые воспроизводили некоторые положения тела персонажа «Tintin».
Возражение ответчика сводилось к тому, что «Тинтин» не охраняется авторским правом, поскольку он создан на основе персонажа «Tintin-Lutin», придуманного в 1898 году иллюстратором Бенжамином Рабье. «Истец, строго говоря, сам не является создателем персонажа “Tintin”!» - восклицал адвокат Кристофа Тиксье.

Представитель компании «Moulinsart SA» утверждал, что его оппонент путает оригинальность с новизной.
Суд счёл, что первоначальное произведение является оригинальным, а скульптуры Кростофа Тиксье, воспроизводящие персонажа «Тинтин», - нарушением авторских прав. В итоге суд удовлетворил иск и обязал скульптора выплатить более ста тысяч евро компенсации. Кроме того, суд запретил Кристофу Тиксье продавать скульптуры.
Другое судебное разбирательство проходило во французском городе Ренн. Истцом по-прежнему была компания «Moulinsart SA». Ответчиком был Ксавьер Марабу, который в своих работах использовал образы персонажей «Тинтин» и «Эдвард Хупер».
В этот раз победу одержал ответчик. Суд постановил: если произведение используется в юмористических целях, то согласие автора первоначального произведения не требуется.

Выводы французских судов дают повод для размышлений. Действительно, главное свойство любой пародии – юмор. Именно благодаря юмору пародия может претендовать на оригинальность, столь важную для правовой охраны.
Но очевидно и другое. Бывает так, что обладатели авторских прав на произведения искусства отрицательно относятся к пародиям, считая их посягательством на свою интеллектуальную собственность. Эти правовые риски пародистам следует учитывать.
Made on
Tilda