«Как осуществляется контроль за результатами рассмотрения обращений граждан и организаций»

Вы неоднократно могли слышать с экранов телевизоров выступления политиков, представителей правоохранительных структур, судей и многих других о том, что функционирование и развитие любого демократического государства должно основываться на принципе верховенства закона, строгого его соблюдения всеми государственными органами, должностными лицами и гражданами, а также дальнейшего укрепления гарантий прав личности и их охраны.

Как же на самом деле обстоят дела с соблюдением законов и защитой прав граждан? Наверное, полно и развернуто на этот вопрос могут ответить государственные органы, министерства и ведомства, правоохранительные и судебные органы, прокуратура, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, поскольку все они наделены определенными государственными функциями и в рамках осуществления своих полномочий получают обращения граждан, юридических лиц, анализируют их, изучают проблемы, которые волнуют население нашей страны.

Конечно, Конституция Российской Федерации закрепила обязанность государства в лице его органов создавать необходимые юридические и организационные условия для реализации прав, свобод и законных интересов граждан. Одной из форм взаимодействия общества и власти является обращение граждан в органы государственной власти, органы местного самоуправления и к должностным лицам.

В соответствии со ст. 33 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Граждане могут обращаться в публичные органы по различным вопросам как личного, так и общественного характера. Некоторые граждане обращаются в связи с неудовлетворительной, по их мнению, работой органов государственного управления, необходимостью в получении определенного государственного содействия, а также обращаются за содействием в защите и восстановлении нарушенных прав и свобод.

Во многом решение проблемы, поставленной в обращении гражданина, зависит от профессионализма представителей власти, своевременности принятия ими решений, эффективности действующих в нашей стране законодательных актов, а также от соблюдения процедуры порядка рассмотрения обращений граждан.

Обращения граждан являются важным средством реализации и охраны прав личности, участия граждан в управлении государством, источником информации, необходимой при решении текущих и перспективных вопросов развития современного государства, а также способствуют усилению контроля граждан за деятельностью государственных и общественных органов.

К сожалению, на практике возникают ситуации с нарушением порядка рассмотрения обращений граждан со стороны представителей власти. Возникает вопрос: «Существует ли контроль за рассмотрением обращений граждан и организаций?».

Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации права на обращение, регулируются Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», которым установлен порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами, а также предусмотрено, что лица, виновные в нарушении требований Федерального закона, несут ответственность.

Нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядкарассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, является административным правонарушением, предусмотренным ст. 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и влечет наказание в виде административного штрафа в размере от 5 тысяч до 10 тысяч рублей.

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 17.04.2017 № 171 «О мониторинге и анализе результатов рассмотрения обращений граждан и организаций» с 1 июля 2017 года Администрация Президента Российской Федерации будет обеспечивать осуществление мониторинга обращений граждан и организаций и анализ результатов их рассмотрения.

В связи с этим установлена обязанность государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, иных организации, осуществляющих публично значимые функции, уполномоченных размещать на страницах своих официальных сайтов, предназначенных для приема обращений граждан и организаций в форме электронного документа, счетчик обращений.

Мы хотим, чтобы Вы знали о своих правах и умели их защищать!

Разъяснение подготовила:

Манакова Снежана (юридический стаж более 20 лет)

«Леди России-2016» и «Мама года-2016»

меценат, помощник депутата Госдумы ФС РФ

 

Обратный звонок

Оставьте ваш номер телефона и мы вам перезвоним.

Нужна помощь