Правовые основания для снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

  Многие граждане стремятся улучшить свои жилищные условия. С появлением в семье детей возникает острая необходимость в создании им комфортных условий. В идеале каждый ребенок в семье должен иметь отдельную комнату. Для решения этих проблем граждане встают на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту своего жительства.

          Вместе с тем, нередки случаи необоснованного снятия граждан с такого учета, что влечет их дальнейшее обращение в прокуратуру и суд.  

Сегодня мы обратим внимание на правовые основания снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Статьей 52 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрен порядок принятия на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учёт осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений граждан.

Правила о сохранении за гражданами права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях предусмотрены ст. 55 Жилищного кодекса Российской Федерации. Данная статья гарантирует гражданам, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, что они не могут быть произвольно лишены права состоять на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Такие граждане могут быть сняты с учета только тогда, когда им фактически предоставлены жилые помещения по договорам социального найма либо выявлены основания для снятия их с учета, предусмотренные статьей 56 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 6 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учёт до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учёте до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учёта по основаниям, предусмотренным пунктами 1,3 -6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.

Снятие граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях производится по правилам статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации. В этой статье приведён исчерпывающий перечень оснований для снятия граждан с учёта в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

К этим основаниям относятся:

1) подача гражданами по месту учёта заявления о снятии с учёта.

Это может быть вызвано самыми разными причинами: обмен на большее помещение; выезд за границу на постоянное место жительства и др.;

2) утрата гражданами оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.

Например, существенное улучшение материального статуса семьи может повлечь снятие с учета, поскольку размер дохода, приходящегося на каждого члена семьи (статья 49 ЖК РФ), исключает их из категории "малоимущие". Снятие с учета может быть вызвано улучшением жилищных условий (приобретение иного жилья в собственность, выбытие члена семьи, обмен и т.п.). При этом, получение жилья в общежитии либо заключение договора поднайма, "коммерческого" найма не влекут снятия с учета; проживание на данных условиях является, напротив, основанием для постановки на учет (статья 51 ЖК РФ);

3) выезд граждан на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;

Изменение места жительства в пределах городской черты Москвы и Санкт-Петербурга не является основанием для снятия с учета, очередность на получение жилья сохраняется (при условии, что перемена места жительства не повлекла за собой улучшения жилищных условий, т.е. если не отпали основания для признания граждан нуждающимися в жилье);

4) получение гражданами в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;

5) предоставление гражданам в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трёх и более детей;

6) выявление в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учёт, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учёт, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учёт, при решении вопроса о принятии на учёт.

          Неправомерные действия должностных лиц выражаются в принятии на учет лиц, не подлежащих согласно Жилищному кодексу Российской Федерации постановке на учет для получения жилья.

          Поскольку перечень, предусмотренный статьей 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, является закрытым, снятие граждан с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий по иным основаниям является недопустимым.

По договору социального найма жилые помещения могут также предоставляться гражданам во внеочередном порядке в случаях:

- разрушения жилья в результате стихийного бедствия;

- выселения граждан из домов (помещений), признанных в установленном порядке аварийными или грозящими обвалом;

- ликвидации квартиры коммунального заселения в порядке и на условиях, установленных действующим законодательством;

- по решению суда;

- в иных случаях, установленных законодательством Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации.

Нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

По договору социального найма жилого помещения отдельным категориям граждан может предоставляться дополнительная площадь сверх установленной нормы предоставления в виде отдельной комнаты или в размере десяти квадратных метров. Гражданам, страдающим тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, а также гражданам, которым эта площадь необходима по условиям и характеру выполняемой работы, размер дополнительной жилой площади может быть увеличен.
Порядок и условия предоставления дополнительной жилой площади и перечень категорий граждан, имеющих право на ее получение, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации.

При определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается общая площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности.

При предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет.

Решения о снятии с учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учёт, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений.

Решения о снятии с учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учёта с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Решения о снятии с учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.  

 Разъяснение подготовила:

 Манакова Снежана (юридический стаж свыше 20 лет)

«Леди России – 2016»

«Мама года – 2016»

Фото: Ольга Блинова

Обратный звонок

Оставьте ваш номер телефона и мы вам перезвоним.

Нужна помощь