«Общественный жилищный контроль»

    Несмотря на проводимые государством реформы и модернизацию жилищно-коммунального хозяйства, еще остается множество проблем в этой сфере, которые требуют решения. Так, граждане, потребляя жилищно-коммунальные услуги, сталкиваются с проблемами в части: установки приборов учета, роста тарифов, новых счетов на ресурсы и услуги, содержания общего имущества и капитального ремонта. Все этой порождает конфликтные отношения с управляющими компаниями. В некоторых регионах, где не ведется интенсивное строительство жилья, остро встает вопрос о непригодности жилых зданий, построенных еще в 50-60 годы в виду их изношенности и отсутствия системной работы коммунальных служб по поддержанию жилья в надлежащем состоянии.

Одной из явных и застарелых проблем выступает несбалансированность отношений между населением - собственниками жилья, и управляющими компаниями по поводу эксплуатации жилья и содержания общего имущества в многоквартирных домах. Практика свидетельствует, что в большинстве случаев, договоры между управляющими компаниями и собственниками являются документом формальным.

В целях обеспечения прав и законных интересов граждан, предусмотренных жилищным законодательством, постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 № 1491 утверждены Правила осуществления общественного жилищного контроля (далее – Правила), которые вступили в силу с 7 января 2017 года.

Данными Правилами в качестве целей общественного жилищного контроля провозглашены повышение прозрачности, открытости и эффективности деятельности государственных и муниципальных органов, а также обеспечение прав и законных интересов граждан в жилищной сфере.

К субъектам контроля отнесены Общественная палата Российской Федерации, общественные палаты регионов и муниципалитетов, общественные советы при государственных и муниципальных органах, объединения, иные некоммерческие организации, советы многоквартирных домов, а также другие лица.

Также Правилами устанавливаются гарантии граждан, которые индивидуально проявляют инициативу поучаствовать в таком контроле. Общественные организации по установленной Правилами процедуре обязаны рассмотреть такое обращение в течение пяти дней и принять соответствующее решение о привлечении рядовых граждан для участия в общественном контроле.

Уточняется, что граждане участвуют в осуществлении такого контроля в качестве инспекторов и экспертов (при проведении контроля в формах проверки или экспертизы соответственно). Правда, экспертам потребуются специальные знания в сфере жилищного законодательства или опыт его применения.

О проведении контроля его организаторам (то есть субъектам) необходимо принять отдельное решение, причем оно должно быть опубликовано в Интернете, а с 1 июля 2017 года – в государственной информационной системе (ГИС) ЖКХ. В ней нужно прописать предмет контроля. Это могут быть акты и решения, их проекты, документы и другие материалы, а также действия или бездействие государственных и муниципальных органов и организаций, осуществляющих деятельность в жилищной сфере.

Также в решении должна содержаться информация о форме общественного контроля (например, общественные слушания или проверка), его организаторе, сроках, процедуре проведения и определения результатов. Обязательно должен быть принят итоговый документ.

Жилищные государственные (муниципальные) органы и организации, осуществляющие деятельность в жилищной сфере, обязаны рассматривать направленные им итоговые документы, подготовленные по результатам общественного жилищного контроля, и в установленный законодательством Российской Федерации срок направлять соответствующим субъектам общественного контроля обоснованные ответы.

Согласно информации Минстроя России (размещена на официальном сайте министерства), министерством осуществляется контроль и поддержка деятельности по развитию сети региональных центров общественного контроля в сфере ЖКХ. Центры общественного контроля созданы в 83 субъектах Российской Федерации.

На сегодняшний день, общественный контроль в сфере ЖКХ осуществляется в следующих формах:

-         мониторинг правоприменительной практики в сфере ЖКХ;
-         проведение акций по анализу отдельных проблем в сфере ЖКХ, как в Российской Федерации в целом, так и в рамках конкретного региона;
-         осуществление проверок, в том числе выездных, по рассмотрению обращений граждан;

-         оказание помощи гражданам в защите их интересов в суде;
-         проведение общественной экспертизы нормативных правовых актов федерального и регионального уровней;

-         формирование общественных рейтингов управляющих организаций;
-         осуществление мониторинга реализации региональных программ по переселению из аварийного жилья и реализации региональных программ капитального ремонта в многоквартирных домах.

Некоммерческие организации, работающие в сфере жилищного просвещения и защиты прав потребителей жилищных и коммунальных услуг, существуют во всех субъектах Российской Федерации. НП «ЖКХ Контроль» составлен реестр данных организаций, размещенный в свободном доступе на сайте gkhkontrol.ru -http://gkhkontrol.ru/2014/01/14285. Реестр издан в виде справочника, в который вошли 323 профильные некоммерческие организации.

В завершении хотелось бы отметить, что органам государственной (муниципальной) власти необходимо решать существующие проблемы во взаимодействии с гражданами, общественными и некоммерческими организациями, которые непосредственно являются потребителями услуг в жилищной сфере и видят все болевые точки, существующие в жилищной сфере.

Разъяснение подготовила:

Манакова Снежана (юридический стаж более 20 лет)

«Леди России-2016»

«Мама года-2016»

 

         

 

Обратный звонок

Оставьте ваш номер телефона и мы вам перезвоним.

Нужна помощь